школа блокфлейта 3, 4, 5

Школа блокфлейта — продолжаем идти по Школе игры на блокфлейте И.Пушечникова. Разучиваем упражнения №№ 3, 4, 5 с нотами си, ля, соль первой октавы.

В мелодиях упражнений добавляются паузы.

Паузы в музыке это часть мелодии во время которых отсутствует звук. Дело в том, что каждая мелодия основана на ритме — на организации музыки во времени. Для этого мелодия делится на такты — промежутки времени одинаковой длительности. В нотном письме такты отделяются вертикальной чертой. Размер такта задается цифровой записью в начале нотного стана. Например, если в начале нотного стана проставлен размер 4/4, то в такте помещаются четыре четвертных ноты, или две половинных, или одна целая. Если размер такта задан как 2/4, то в нем помещаются две четвертные ноты или одна половинная, а целая нота в такой такт не помещается.Так вот, не зависимо от того должна или не должна в мелодии в определенный момент звучать какая-либо нота размер такта не изменяется. Ритм мелодии сохраняется. В этот момент мы слышим в мелодии тишину, а на нотном письме в этих местах проставляются особые знаки — паузы:

блокфлейта паузы

Размеры и названия пауз совпадают с размерами и названиями нот — целая, 1/2, 1/4 и другие.


Упражнение № 3. Школа игры на блокфлейте.

Размер тактов мелодии обозначен буквой С. Этот размер соответствует цифровому обозначению 4/4.

То есть, в такте помещается целая нота — такт считается на счет: «раз, два, три, четыре».

Ноты упражнения 3:

блокфлейта укпражнение № 3

Скачать ноты упражнения № 3 для Свирельки.

В четвертом такте мелодии целая пауза (черный прямоугольник под чертой). В этот момент мелодия не прерывается, пальцы остаются на своих местах, никакая нота не извлекается. Можно в уме просчитать раз-два-три-четыре и продолжит игру со следующего такта.

Во втором и шестом тактах паузы 1/2 — поступаем аналогичным вышеописанному способом, только просчитываем два счета.

В восьмом такте есть пауза в 1/4. То есть мелодия заканчивается после паузы, а вовсе не после последнего звука. Если бы Вы играли в ансамбле на месте паузы могли бы звучать другие инструменты.

На Свирельке упражнение № 3 выглядит так:


Будет замечательно и полезно для сайта, если вы поделитесь этой страницей в своих социальных сетях:


Упражнение 4 Школа блокфлейта

Ноты упражнения 4:

блокфлейта упраж 4

Скачать ноты упражнения 4 в формате Свирельки.

Вы заметили, что размер такта в этом упражнении изменился? Теперь он 2/4. То есть в такт помещается только одна половинная нота или две четвертных.

Раз-два, раз-два, раз-два. Под такую музыку удобно шагать 🙂

И паузы. Держим ритм. Раз-два! Раз-два!

Дыхание берем уже на каждый четвертый такт. Там пауза — дыхание взять будет удобно. Лишь бы его (дыхания) хватило до следующего вдоха. Звук держим ровно. Нельзя играть на издыхании — будет не красиво звучать. Лучше взять дыхание почаще, чем додувать ноты из последних сил. Фу!

Знаки альтерации. Школа блокфлейта

В начале нотного стана в четвертом упражнении проставлен знак в виде какой-то решетки. Это диез. Знак альтерации. Эти знаки повышают (диезы) или понижают (бемоли) звук ноты на полутон.

В этом упражнении стоит фа-диез. Нигде в мелодии этой ноты нет, поэтому в игре си, ля и соль ничего не изменится. А зачем? зачем этот знак вообще там нужен? Композитор определил, что эта мелодия играется в соль мажоре (видите последнюю ноту в мелодии? соль! то-то же.), а фа-диез как раз и означает тональность соль-мажор. Для начинающих это, возможно, это не говорит ни о чем. Но постепенно вы всё освоите. Тут никаких сложностей не будет. Пока же научите свои пальцы слушаться и плотно закрывать без напряжения нотные отверстия.

Упражнение 4 на Свирельке:


Упражнение 5. Дятел. Школа блокфлейта

Тут уже все вам знакомо: размер такта 2/4, дыхание после каждого четвертого такта, тональность соль-мажор (фа-диез в начале нотного стана), держим паузы и ритм. Ноты упражнения 5 дятел:

дятел блокфлейта

Скачать ноты упражнения 5 Дятел в формате Свирельки.

Смотрим как упражнение 5 показывает Свирелька:


Учим упражнения до автоматизма.

Так, чтобы вы могли сыграть эти очень простые мелодии без нот на память.

При обучении примените такие приемы:

  • для выработки чувства ритма — считайте в уме во время игры длительности нот по размеру такта раз-два или раз-два-три-четыре в зависимости от его длительности;
  • для надежного заучивания аппликатуры — называйте в уме каждую играемую ноту (си, ля, соль и другие) — так выработаете связку между тем, что видите в нотах и работой пальцев. Со временем вы перестанете задумываться как извлекать ноты — только прочтете ноту, а пальцы уже на своих местах.

И если еще не взяли Свирельку то вот она:

Свирелька для блокфлейты
берите Свирельку прямо сейчас
Проверьте как написан e-mail, чтобы
Свирелька к Вам точно дошла!

Вы разучили упражнения на закрепление навыка игры си, ля, соль первой октавы и теперь уверенно берете эти ноты. Еще вы познакомились с паузами в мелодии и умеете брать дыхания на паузах. Двигайтесь дальше:

школа игры на блокфлейте упражнения 6, 7, 8

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *