Школа игры на блокфлейте Упражнения 18, 19, 20, 21, 22 по И. Пушечникову.
Разучиваем ноту до первой октавы. Знакомимся с этюдом в музыке и знаком нотации — тенуто (tenuto).
Нота до первой октавы это самая низкая нота в диапазоне блокфлейты сопрано. Помните, что для блокфлейта звучит на октаву выше, чем записаны ноты. То есть, в нотах записывается до первой октавы, а звучит до второй.
Итак нота до первой октавы записывается на первой нижней добавочной линейке нотного стана:
Нота для новичков сложная. Это обусловлено особенностями и человеческой кисти и самой блокфлейты.
Для извлечения ноты до первой октавы задействован мизинец правой руки. Мизинец практически не используется в повседневных делах. Поэтому он меньше других пальцев. Человек владеет мизинцами слабовато. Вам предстоит сначала привыкнуть управлять своим мизинцем, а затем научиться его располагать на отверстиях так, чтобы они (отверстия) были закрыты плотно.
Секрет здесь в том, чтобы научиться направлять усилие не на весь мизинец, а только на его подушечку. Именно подушечка закрывает отверстия, поэтому усилия надо направлять на нее.
Такое усилие получается, когда вы попробуете соскрести что-нибудь со стола. Попробуйте и вы поймете, что давите не ладонью, не пальцами, а кончиками (подушечками) пальцев. Вот это именно то усилие, которое вам необходимо при закрытии отверстий на блокфлейте.
Вторая особенность ноты до та, что играть ее надо на умеренном потоке воздуха. Если послать поток сильнее (сильнее подуть), то блокфлейта зазвучит на октаву выше — такой звук называется «передув» и используется на высоких нотах. Здесь передув не допустим. Понять с какой силой надо дуть можно только на практике.
Закрываем все отверстия на блокфлейте и спокойно дуем — должно звучать до первой октавы. Если флейта «свистит», проверьте плотно ли закрыты отверстия мизинцем.
Научиться играть до первой октавы легче, если не брать сразу эту ноту, а начать, например, с фа и, закрывая по одному отверстию дополнительно, сыграть ноты ми, ре, до. Теперь обратно. И еще раз вниз и обратно. Повторяйте, пока не получится чистый звук и ровное звучание.
Упражнение 18 Школа игры на блокфлейте
Ноты упражнения 18:
Скачать ноты упражнения 18 для Свирельки.
Все ноты знакомы, кроме до первой октавы. Но этих нот всего две — в начале и в конце упражнения, так что все сыграете.
Дыхание между тактами. Можно через два такта, а если сможете то и через три или, даже, через четыре. Чем больше играете, чем лучше получается, тем на больше тактов будет хватать дыхания. Распределяйте дыхание правильно.
На Свирельке упражнение № 18 Школы игры на блокфлейте:
Упражнение 19 Школа игры на блокфлейте
Ноты упражнения 19 Школы для блокфлейты:
Скачать ноты упражнения 19 в формате Свирельки.
В этом упражнении ноты играются через музыкальный интервал. Вы пока не знакомы с такими словами как терция, секунда. Так обозначаются расстояния (интервалы) между нотами. Такая игра позволяет лучше отработать смену положения пальцев для разных нот. Так что упражнение полезное.
На Свирельке упражнение 19 выглядит так:
Упражнение 20 Школа на блокфлейте
Ноты упражнения 20:
Скачать ноты упражнения 20 для Свирельки.
В нотах есть легато. Вспоминайте как играть. Ноты под легато без атаки языка, слитно/связно, легато не прерывается дыханием никогда.
И по две ноты до подряд. Должно получиться.
Упражнение 20 на Свирельке:
Упражнение 21 Школа на блокфлейте. Первый этюд.
Скачать ноты этюда 21 для Свирельки.
Этюд, что это? Французское слово étude означает «изучение». В музыке этюд это небольшая инструментальная пьеса, предназначенная для усовершенствования техники игры. Выбирается какой-либо трудный приём исполнения на инструменте и повторяется в этюде несколько раз. Особых требований к красоте этюдов не предъявляется, главное в них освоение трудного приема игры.
В упражнении 20 много раз повторяются ноты ре и до первой октавы. Это самые трудные для освоения ноты на блокфлейте. Так что, придется приложить старание для их освоения.
На Свирельке этюд 21 из Школы игры:
Упражнение 22 Школа на блокфлейте. Про Петю.
Скачать ноты упражнения 22 в формате Свирельки.
В тактах 9 и 10 по две половинных ноты с какими-то черточками над нотами. Это знак нотного письма тенуто (tenuto).
Каждая нота имеет свою длину (целая, половинная, четвертная и другие). Но при игре музыкант может изменять длину звучания ноты. При этом ритм музыки не должен меняться. Нота может укорачиваться, но следующая нота обязательно должна начать звучание точно в своем месте. Когда могут укорачиваться ноты? Например, когда флейтист берет дыхание. Вдох, ведь, тоже имеет свою длительность и в это время звучание прерывается, но мелодия не должна нарушаться. Поэтому при вдохе чуть укорачивается нота, на которой можно сделать вдох.
Иногда композитор для украшения мелодии может обозначить, что какие-то ноты надо играть отрывисто. Про этот прием будет рассказано позже. А пока вы уже знаете, что есть прием игры легато, когда ноты звучат связно и между ними нельзя брать дыхание и делать атаку языком.
Знак тенуто означает, что нота должна звучать все отведенное ей время. Ноты с тенуто это полновесные ноты, не отрывистые, не укороченные, а звучащие всю положенную им длительность. На нотах с тенуто нельзя брать дыхание, чтобы не укоротить их (похоже на легато), но каждая нота играется с атакой языка (отличие от легато).
Для начинающих флейтистов может и не совсем понятно что такое обычное звучание, что такое тенуто, главное запомните на нотах с чертой нельзя брать дыхание. Если у кого-нибудь есть дополнения к описанию упражнений и приемов игры, пишите в комментариях. Все будут благодарны!
Песенка Про Петю из Школы на Свирельке:
Вы разучили все диатонические ноты первой октавы и сможете сыграть первую гамму на блокфлейте. Это в следующем уроке: