Школа игры на блокфлейте Упражнения 23, 24, 25 по И. Пушечникову.
Сыграем гамму до мажор, разучим знак диез и ноту фа-диез первой октавы.
Что такое октава, гамма и почему она мажор?
К этому времени вы научились играть на блокфлейте восемь нот: с до первой октавы по до второй октавы. До первой октавы — самая низкая нота на блокфлейте сопрано. До второй октавы самая высокая нота, которую вы разучили. Если расположить разученные ноты по их высоте получится такая лесенка: На нижней ступени стоит нота до первой октавы, на верхней нота до второй октавы. Между ними расположились остальные ноты. Если продлить лесенку выше, то ноты выстроятся в той же последовательности. Названия нот будут повторяться. Дело в том, что ноты с одинаковыми названиями из разных октав связаны между собой. Нота это звук. Звук это колебание воздуха, которое мы слышим. Колебание имеет свою частоту. Так вот, ноты с одинаковыми названиями из соседних октав различаются по частоте ровно в два раза. Частота ноты до второй октавы ровно в два раза больше (выше), чем частота ноты до первой октавы. Ноты на лесенке связаны между собой по частоте, только в разных соотношениях (3, 4 , 5 и других). Таким образом, каждая ступенька на лесенке означает разницу в частоте нот. Её ещё называют: музыкальный интервал между нотами. Подробнее можно прочитать здесь: музыкальный звукоряд. Если сосчитать все ступеньки на картинке ( с до первой по до второй октавы включительно), получится число восемь. Восемь ступенек. На латыни восемь называется октава (octava). Вот почему октавой называют интервал между двумя соседними нотами с одинаковым названием. В октаве восемь музыкальных ступеней. Гаммой называют последовательное исполнение нот в октаве. Вверх — восходящая гамма, вниз — нисходящая. Если присмотреться к ступенькам, видно, что они не одинаковой высоты. Например, между нотами ре и ми ступенька большая, между нотами ми и фа ступенька маленькая. Большая ступенька означает, что между нотами интервал составляет целый тон. Маленькая ступенька показывает, что интервал между нотами всего половина тона (полутон). Пробежав по ступенькам запишем тоны и полутоны между ними. Получится: тон — тон — полутон — тон — тон -тон — полутон Ноты в такой последовательности тонов и полутонов на слух воспринимаются веселыми, задорными. Поэтому такую последовательность называют мажорной. Гаммы с такой последовательностью тонов и полутонов называют мажорными. Имя гамме дают по названию её первой ноты. На этой странице сыграем гамму до мажор. То есть, начнем с ноты до и будем играть в мажорной последовательности тонов и полутонов (тон — тон — полутон — три тона — полутон). |
Гамма до мажор:
В нотах есть известные вам и новые обозначения.
Из известных — тактовая черта с двоеточием. Напомним, что участок нот между тактовыми чертами с двоеточиями повторяется дважды. В «Школе игры на блокфлейте» И Пушечникова к этой гамме есть примечание о том, что при повторе эти два такта следует сыграть легато. То есть первый раз играем как и написано в нотах — деташе (с атакой языком каждой ноты, а повторяем без атаки, на одном дыхании, связно.
Из новых обозначений — в двух последних тактах несколько нот соединяет общая для них черта. Это одно из обозначений нот длительностью одна восьмая.
До этого момента вы разучили длительности нот целая, половинная, четвертная. Напомним счет для этих нот.
- Целая нота считается на четыре счета: раз, два, три, четыре. Попробуйте при счете помогать себе рукой. Поднимите руку и на каждый счет делайте взмах рукой вниз: подняли, раз (рука вниз); подняли, два (рука вниз); подняли, три (рука вниз); подняли, четыре (рука вниз) — получилась длительность целой ноты. Теперь пропойте слог «туууу» и сделайте четыре маха рукой вниз. Махи равномерные. Амплидуда не большая. Тууу — четыре маха вниз, тууу -четыре маха вниз, тууу — четыре маха. Это целые ноты.
- Половинные ноты на счет раз, два. Тууу — два маха вниз, тууу — два маха вниз, тууу — два маха вниз. Половинные ноты в два раза короче чем целые. Получается?
- Четвертные ноты. На счет раз. Ту — мах, ту — мах, ту — мах, ту — мах. Ту на каждый мах вниз. Ноты уже не длинные. Если сидите за столом, то мах вниз может заканчиваться легким ударом по столу. На каждый удар четвертная нота.
Восьмые нотыВосьмая нота в два раза короче чем четвертная. Обозначается на нотном стане закрашенным овалом с вертикальным штилем и одиночным флагом: Несколько восьмых нот могут связываться одинарными ребрами:
|
Как считать восьмые ноты?
Мелодии в которых есть восьмые ноты считаются с добавлением к счету «и»: раз-и, два-и, три-и, четыре-и.
На каждый счет приходится по две восьмых нот:
раз — одна восьмая нота, и — вторая восьмая нота, два -третья восьмая нота, и — четвертая восьмая нота.
И так далее по такту. Если в мелодии имеются восьмые ноты, то все ноты считаются с добавлением «и»:
Вернемся к гамме. В музыкальной теории и практике часто применяется звучание нескольких нот одновременно — аккорды. Правила составления аккордов довольно строги и вы познакомитесь с ними по мере изучения музыкальной теории. На данном этапе познакомимся с аккордом в котором ноты расположены через терцию (терция — музыкальный интервал, в котором ноты располагаются на третьей ступени от предыдущей). В гамме до мажор в трезвучие входят ноты до, ми, соль.
На блокфлейте одновременно извлечь несколько нот нельзя. Поэтому в аккорде применяется специальный прием игры — арпеджио. Каждая нота аккорда играется отдельно, последовательно одна за другой:
Так же как и на гамме при повторе арпеджио сыграйте легато.
Часто арпеджио на блокфлейте называют игрой терциями (по интервалу между нотами).
Разучиваемая гамма и арпеджио лежат в первой октаве. Это самый простой вариант гаммы. В дальнейшем, по мере освоения инструмента вы сможете играть и во второй октаве и не долько гамму до мажор, но и другие гаммы.
Нота фа диез.
До сих пор вы играли только диатонические ноты. Это основные ноты музыкального звукоряда. Каждая из них имеет собственное название (до, ре, ми и так далее). Расстояние между диатоническими нотами не одинаковые. Где-то тон, где-то полутон. Например, нота фа отстоит от ноты ми на полутон, а от ноты соль на целый тон.
Что будет, если поднять ноту фа в сторону ноты соль не на тон а всего на пол тона? И проделать так и с другими нотами. Получатся какие-то новые ноты:
Получится новая лесенка. При чем длина этой лесенки останется прежней — октава, а количество ступенек возрастет с восьми до двенадцати из-за новых нот. Такой звукоряд называют хроматическим.
Как назвать новые ноты?
Возьмем новую ноту, полученную между нотами фа и соль. У нее два названия! Если считать от ноты фа, то это фа диез (фа с повышением на пол тона. Если считать от ноты соль, то это соль бемоль (соль с понижением на пол тона). На нотном стане записывается это так:
Получается две ноты с одинаковым звучанием.
1. Диез, бемоль — знаки альтерации, указывающие на повышение или понижение какого-либо звука без изменения его названия.
2. Эффект, когда разные по написанию звуки, аккорды, интервалы, тональности звучат одинаково (то есть, совпадают по высоте) в музыке называется энгармонизм. |
Хватит теории. Разучите игру гаммы до мажор и до мажор терциями и переходите к упражнениям Школы.
Упражнение 23 Школа игры на блокфлейте
Ноты упражнения 23:
Скачать ноты упражнения 23 в формате Свирельки.
В упражнении возле каждой ноты фа проставлен знак диеза. Такой знак диеза называется «случайным» и действует только в том такте, где он проставлен. Поэтому при таком способе записи в каждом такте, в котором следует играть ноту фа диез, требуется ставить случайный диез возле фа.
Упражнение 23 Школы на блокфлейте на Свирельке:
Дыхание берите после длинных нот. Так будет красивее звучать и легче играть это упражнение.
Упражнение 24 Школа на блокфлейте. Случайные диезы.
Ноты упражнения 24:
Скачать ноты упражнения 24 для Свирельки.
В упражнении также диезы проставлены случайными знаками, которые проставляются возле ноты и действуют на протяжении такта. Это значит, что в первом такте обе ноты фа играются с диезом, хотя знак диеза стоит только у первой в такте ноты фа. И так по всей мелодии.
Упражнение 24 на Свирельке:
Попробуйте сыграть упражнения взяв дыхание только два раза — после второго и после четвертого тактов.
Упражнение 25. Школа игры. Лисичка на блокфлейте
Ноты упражнения 25:
Скачать ноты упражнения 25 Лисичка в формате Свирельки.
В упражнении использован другой способ записи знаков альтерации. Знаки диеза проставлены возле ключа. Их называют ключевыми знаками. ключевые знаки проставляются на линейке (или между линейками) той ноты, для которой знак действует. В упражнении знаки диеза проставлены для ноты фа и для ноты до. Ноты до в упражнении нет, а, вот, нот фа несколько. И все они должны играться как фа диез — ключевой знак альтерации действует на все ноты произведения, не зависимо в какой октаве они находятся.
Упражнение 25 Лисичка на Свирельке:
Если было полезно, поделитесь страницей в своей социальной сети:
В уроке получилось много информации из теории музыки. Напишите, пожалуйста, в комментариях, следует ли в дальнейшем давать такие сведения, или ограничиться только упражнениями Школы игры на блокфлейте.
Дальнейшие уроки из Школы И.Пушечникова будут добавлены на сайт по запросам от посетителей, то есть от вас. Хотите ещё уроков? Напишите об этом в комментариях, чтобы я знал.
Перейти в начало Школы игры на блокфлейте
Только что купил школу Пушечникова. Попытался заниматься и понял, что многое не понятно. А тут такое подспорье — ваш сайт. Всё разжёвано и с озвучкой. Спасибо!
Спасибо. Прекрастный сайт.